Музей саркофагов в Ашкелоне

 

Ашкелон – один из древнейших городов мира, полон замечательных археологических артефактов, которые отражают его пятитысячелетнюю историю. Мой сегодняшний рассказ об особенном месте - это музей саркофагов, который расположен в районе Афридар. 

 

 Прежде всего, что такое саркофаг. Его название, в переводе с древнегреческого, «пожирающий мясо», употреблялось для обозначения гробниц из особого известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки. Использовался саркофаг для захоронений – это каменный гроб, украшенный разными орнаментами и мифологическими сюжетами.  Саркофаги были распространены еще в Древнем Египте, где часто изготовлялись из дорогих пород дерева, драгоценных металлов, других ценных материалов и украшались росписью, скульптурой, надписями. Помещались в погребальных помещениях, храмах. Но особое распространение получили в римский период. Римские саркофаги нередко повторяли форму тела покойного ,  изготовлялись из мрамора или порфира и украшались скульптурными рельефами.

 

В Ашкелонском музее представлены несколько саркофагов, но главные экспонаты - два мраморных саркофага III-го века н.э. расположенные в центре дворика. Оба были найдены в северо-западной части района Афридар при проведении земляных работ во время строительства новых домов в конце 60-х. С обнаружением их связана занимательная история, рассказанная экскурсоводом Изабеллой Ушеренко: "Однажды, в дверь корреспондента газеты «Маарив», жившего в Ашкелоне, постучали два строительных рабочих и поинтересовались, что получат за сенсацию. Поняв, что ничего не получат, всё же рассказали, что на площадке, где они начали строить виллу, обнаружены головы скульптур из мрамора. Журналист с рабочими вскочил в машину и через несколько минут они были на месте. Увидели крышку от саркофага с двумя фигурами мужской и женской, но лица были не обработаны. Это означало, что саркофаги не использовались. Рядом, на глубине метра от будущего фундамента, был обнаружен второй саркофаг. Журналист оставил рабочих стеречь находку и помчался за знакомым археологом, тоже ашкелонцем…". Впоследствии, саркофаги были перенесены в небольшой импровизированный музей, который сейчас называется "Дворик саркофагов" и , кроме найденных двух, представляет и другие артефакты римского и византийского периодов.

 

Посмотрим на саркофаги. На одном мы видим одну из наиболее общеизвестных мифических историй изображавшихся на саркофагах в классическую эру: похищение Персефоны – богини плодородия Аидом – братом Зевса и правителем подземного царства. Обнаружение этой сцены на саркофаге логично, поскольку Персефона -  это богиня не только плодородия, но и царства мёртвых. Мы видим Аида, две лошади тянут его колесницу, Персефона изогнула своё тело назад, в то время как руки Аида охватили её талию и спину. Гермес идёт перед колесницей, как на большинстве изображений подобного рода. У его ног кошелек, а наголове и  ногах типичные "крылышки". Трёхглавая собака у его ног - это Цербер, он охраняет врата подземного царства. Слева от колесницы находится корзина полная цветов и фруктов.  Она указывает на обстоятельства похищения Персефоны – она собирала цветы, когда Аид осуществил свой коварный план. Фрукты в корзине – символ плодородия. На заднем плане мы видим упавший факел, который символизирует угасание света, или смерть. Другой символ – это петух под лошадью около колесницы – символ бога исцеляющего - Асклепиуса, который, согласно комментариям Сократа, связан с похоронной церемонией, которая "исцеляет" человека навсегда! На узких сторонах и на задней стороне саркофага изображены грифоны – хранители могилы заказчика вместе с инструментами очищения или вазами для хранения праха усопшего- урнами. Несмотря на уникальность находки, техническое исполнение саркофага очень грубое, слишком часто видны следы от сверла. Эти признаки указывают на то, что саркофаг был сделан не ранее 3-го века нашей эры.
 

Второй саркофаг украшен сценами сражения. Это уже не рельеф, а почти скульптура, многофигурное изображение воинов, всадников, лошадей. Что за битва изображена на саркофаге? Как правило изображались в классическом искусстве следующие битвы: боги против гигантов, греки против кентавров, греки против троянцев, греки против амазонок, греки или римляне против варваров. Ясно, что это не изображение битвы между богами и гигантами, греками и троянцами или греков против кентавров и перед нами не битва с амазонками. Остаются различные кампании против варваров, и , возможно, перед нами битва с галатами. Галаты - это племена, которые вторглись в Малую Азию в 3 веке до н.э. и победили армии селевкидов. Чтобы заключить с ними мир, властители региона отдали им области вокруг Анкары и с тех пор этот регион называется Галатией. На саркофаге побеждённые воины обнажены, как галаты в других батальных сценах, и у ух лидера длинные волосы. Что же касается стиля, то ясно, что  мастер старался полностью заполнить поверхность фасада фигурами воинов, их оружием, убитыми и упавшими лошадьми. Техническое исполнение хорошее, но без изысканности, заметны следы сверления. Исполнение типично  для школ Пергама и Родоса. Это работа также датируется 3 веком н.э. основана на изображении битвы эллинистического периода. Можно предположить, что это творение мастера, который обслуживал царей Пергама.

 

В публикации использовались материалы Интернета 

  • w-facebook
  • w-blogger
  • W-Pinterest